"О внесении дополнения в примечания к статье 19.28КоАП: защита заявителей о коррупции из числа юр.лиц"

Законопроект № 798912-6
О внесении изменений в статью 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(в части уточнения статьи, предусматривающей ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица)

Статья 1.

Дополнить примечания к статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.1), ст. 1; 2008 N 52 (часть I) ст. 6235; 2011 N 19 ст. 2714) пунктом пятым следующего содержания:
«5. Юридическое лицо, совершившее незаконную передачу от своего имени или в своих интересах должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, освобождается от административной ответственности, если оно активно способствовало выявлению правонарушения и (или) активно содействовало производству по делу о соответствующем административном правонарушении, либо после совершения правонарушения добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить дело об административном правонарушении, о незаконной передаче от своего имени или в своих интересах должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказании ему услуг имущественного характера, предоставлении имущественных прав».

Статья 2.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

 

Внесён 22 мая 2015 года на рассмотрение в Государственную Думу ФС РФ http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=798912-6

 

Проект пояснительной записки

В настоящее время в Уголовном Кодексе РФ (примечание к статье 291УК РФ) для лиц, давших взятку, но при этом способствовавших раскрытию и расследованию преступлений коррупционной направленности, предусмотрено освобождение от уголовной ответственности. Данная норма мотивирует граждан сообщать о фактах коррупции и при этом гарантирует им безопасность и отсутствие негативных последствий в случае деятельного участия в раскрытии коррупционных правонарушений.

При этом в действуйющем законодательстве существует серьёзный пробел. Статья 19.28 КоАП "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица" предусматривает наказание в виде штрафов для юридических лиц, подкупающих государственных служащих. При этом юридическое лицо, сообщившее в правоохранительные органы о передаче незаконного вознаграждения и оказавшее содействие в раскрытии уголовного преступления, тем не менее подлежит наказанию в виде штрафа в значительном размере.

В практике имеют место случаи, когда орган управления юридического лица активно содействует привлечению к уголовной ответственности виновного физического лица. Так, управляющий директор одного ЗАО г-н Добрынин дал взятку должностному лицу в интересах данного общества за выделение земельного участка, но затем добровольно сообщил об этом в правоохранительные органы. В силу примечания к ст.291УК РФ, Добрынин был освобождён от уголовной ответственности. Однако после этого прокурором в отношении ЗАО было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.28КоАП РФ и мировой судья признал данное ЗАО виновным, наложив штраф в размере 60 миллионов рублей.

Также постановлением мирового судьи судебного участка №222 Академического района г.Москвы от 03 декабря 2013 года юридическое лицо ООО "Приоритет" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.28КоАП РФ в связи с тем, что генеральный директор ООО "Приоритет" добровольно сообщал в УСБ ГУ МВД России по г.Москве о даче взятки должностному лицу ГУВД, обращался с заявлением и принимал участие в оперативных мероприятиях по задержанию коррпционера. Судья наложил штраф в размере 1,000,000 рублей. 

При этом в практике есть дела, когда судья, осознавая саму абсурдность наказания заявителя о коррупции, назначает штраф в 200 раз меньше минимального размера наказания. Например, мировой судья судебного участка №2 Белоярского района Свердловской области Р.А.Дмитриева наложила штраф в размере 100,000 рублей на ООО "Производственное объединение Урал Строй Комллект" по факту дачи директором и учредителем ООО взятки в размере 1,5 миллиона рублей должностному лицу, вымогавшему взятку за подписание актов выполненных работ. При этом в случае назначения судьёй штрафа согласно санкции, данное ООО должно было бы выплатить сумму в размере 20 миллионов рублей, что однозначно привело бы к его банкротству и закрытию.

Таким образом, очевидно что в настоящее время действующая редакция статьи 19.28КоАП РФ не мотивирует предпринимателей к содействию правоохранительным органам в противодействии коррупции и наоборот вынуждает предпринимателей скрывать известные им факты коррупции. Реализация предлагаемых мер и внесение соотвутствующих дополнений в примечания к статье 19.28КоАП окажет дополнительное стимулирующее воздействие на органы управления юридического лица по выявлению коррупционных проявлений (правонарушений и преступлений).

В настоящее время суды широко используют норму, содержащуюся в примечении к статье 291 УК РФ, позволяющую освобождать от уголовной ответственности гражданина, активно способствовавшего раскрытию и (или) расследованию преступления, добровольно сообщившего правоохранительным органам о даче взятки, а также о вымогательстве взятки должностному лицу.

Отсутствие соответствующей нормы в КоАП РФ побуждает органы управления юридического лица скрывать известные им факты коррупционных деяний физических лиц, поскольку создаётся угроза привлечения юридического лица к административной ответственности, даже если оно добровольно сообщило о коррупционном деянии и содействовало его раскрытию и расследованию.

Предлагаем внести соответствующие дополнения в Примечания к статье 19.28КоАП и защитить заявителей о коррупции от несправедливого наказания в виде штрафа, оградить их от негативных последствий и вовлечь предпринимателей в противодействие коррупции.

 

Предлагаем в комментариях обсудить эту инициативу и возможные варианты её реализации. Приглашаю к открытой дискуссии.

"О внесении дополнения в примечания к статье 19.28КоАП: защита заявителей о коррупции из числа юр.лиц"

Важно. Рейтинг 2

7 человек подписалось

3 комментария

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Анатолий Божков

Анатолий Божков

В целях сокращения популярного метода провокаций возможных взяточников, ПРЕДЛАГАЮ ДОПОЛНЕНИЕ: "Юридическое лицо, передавшее незаконное вознаграждение, освобождается от административной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию правонарушения и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения правонарушения добровольно сообщило о передаче незаконного вознаграждения органу, имеющему право возбудить дело об административном правонарушении", ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ НЕ ДОСТИГНУТЫ ЦЕЛИ (НЕ НАСТУПИЛИ БЛАГОПРИЯТНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ), ПРЕСЛЕДУЕМЫЕ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ПЕРЕДАВШИМ НЕЗАКОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ. Такое уточнение не позволит взяткодателю и возможно находящимся с ним в доле «оборотням в погонах», заплатив деньги и решив свои проблемы, рассчитывать на возврат взяточных средств, с последующим их разделом в соответствии с коэффициентом трудового участия. Чем это отличается от провокации взятки? Только тем, что участник провокационной схемы еще и достигает желаемых результатов с меньшими финансовыми потерями. И помогает фальсификаторам, имитирующим борьбу с коррупцией, получить и "результат" для отчета, и «награду за непосильный труд». Не стоит подбрасывать новые схемы провокаторам и фальсификаторам взятки для имитации бурной деятельности в борьбе с коррупцией.
18 мая 2015 / 12:29  • Ответить
0
Евгений Гущин

Евгений Гущин

Согласен на все 100%
11 мая 2015 / 00:40  • Ответить
1
Светлана Мальцева

Светлана Мальцева

Полностью поддерживаю. С учетом сложившейся ситуации, данная правовая инициатива станет одной из действенных мер совершенствования государственного управления в области противодействия коррупции.
10 мая 2015 / 23:22  • Ответить
1

Материалы автора


Топ-блоги:
ВАЖНО


Топ-новости:
ВАЖНО


Интернет приемная