Депутат Госдумы Валерий Гартунг о новой «коррупционной дыре» в законе о госзакупках

Источник: Znak.com

Валерий Гартунг. Фото: Наиль Фаттахов / Znak.com

Валерий Гартунг. Фото: Наиль Фаттахов / Znak.com

С 14 декабря в Государственной думе не утихают споры по поводу всего одной правительственной поправки в законопроект, призванной усовершенствовать процедуру закупок. Депутат Госдумы, лидер челябинского отделения «Справедливой России» Валерий Гартунг уверен, что изменение носит коррупциогенный характер, а представитель правительства никак не может внятно объяснить, почему, на его взгляд, это не так. Своими опасениями по поводу вносимых правительством поправок Валерий Гартунг поделился со Znak.com: 

Законопроект № 821534-6 был принят в первом чтении еще в 2015 году. Он предполагал определенные изменения в ФЗ 223, регулирующие закупки, совершаемые компаниями, контрольный пакет акций которых принадлежит государству. Именно эти компании производят в год ВВП на 70 триллионов рублей — примерно 70% от всего ВВП страны. 

Тогда все фракции законопроект поддержали, потому что его идея была правильной. Там говорилось, что будут четко прописаны процедуры электронных торгов, увеличен доступ для предприятий малого и среднего бизнеса, улучшится прозрачность закупок, конкурентность. Это приведет к тому, что снизятся издержки компаний с госучастием и соответственно, всей экономики. 

Но во втором чтении (уже в этом году) правительство, видимо, под давлением руководителей крупных госкомпаний, внесло поправку № 5, в которой заложено несколько лазеек.

Во-первых, предлагается вывести из-под действия закона № 223 закупки у взаимозависимых компаний. То есть если компания с госучастием имеет более 25% акций своего поставщика, то действие закона о закупках на нее не распространяется. И чтобы спокойно совершать закупки у единственного поставщика, нужно просто купить у него 25% акций. По факту до сих пор многие компании так и делали, но это было нарушением закона. И правительство, устав с ними бороться, решило в интересах госкомпаний узаконить статус-кво. Как в поговорке, «если не можешь победить, возглавь». 

Во-вторых, поправка предлагает вывести из-под действия закона закупки по международным контрактам. Третья лазейка состоит в том, что если зарегистрировать дочернее предприятие на территории иностранного государства и через него заключить контракт, то под действие закона № 223 он опять не попадет. 

Все это приведет к тому, что мимо 223-го закона пойдут триллионы рублей.

 При этом статистика по закупкам весьма тревожная. Если два года назад руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, выступая в Госдуме, говорил, что 75% всех закупок по ФЗ№ 223 осуществляется неконкурентными способами (в том числе у единственного поставщика), то сейчас, в соответствии с отчетом Минфина, по итогам первой половины 2017 года уже 93% приходится на неконкурентные способы. Мало того, общий объем закупок по ФЗ№ 223 сократился, в то время как ВВП страны и доля государства в экономике выросли. Это говорит о том, что уже сейчас компании с госучастием все больше и больше закупок выводят из-под контроля, предусмотренного законом. 

Правительство, вместо того чтобы заставить госкомпании прекратить нарушения закона, решило это узаконить. А ведь речь идет о десятках триллионов рублей! Два года назад по ФЗ№ 223 производилось закупок на 28 триллионов. Сейчас — примерно на двадцать. Если правительственную поправку примут, то объемы могут упасть до 10 триллионов рублей. 

Напоминаю, что если вы закупаете конкурентными способами, то цена снижается как минимум на 10%.

В масштабах экономики страны, если взять закупки неконкурентными способами, которые озвучивает ФАС, 10% экономии — это 2,5 триллиона рублей (в 25 раз больше, чем вся поддержка, которую государство выделяет, например, автопрому). 

То есть денег хватило бы на поддержку экономики, пенсии можно было бы проиндексировать полностью, все проблемы бюджета решить… Не вся экономия пошла бы в бюджет, но она привела бы к снижению издержек промышленности, повышению конкуренции на рынке и конкурентоспособности российских предприятий. Мы бы начали увеличивать добавленную стоимость, и ВВП страны стал бы уже не 100 триллионов, а 110-115…

Но правительство пошло по противоположному пути. Естественно, я выступил против этого. Когда во втором чтении я обратил внимание коллег на вышеупомянутые лазейки, поправку вынесли на отдельное голосование. Наша фракция и КПРФ голосовали против. ЛДПР не голосовала, но большинством голосов «Единой России» поправку все-таки провели. 

Я предложил либо изъять поправку из текста законопроекта, чтобы обсудить ее отдельно, либо повторно провести оценку регулирующего воздействия, ведь бизнес-сообщество не имело возможности высказаться по поводу изменений, предлагаемых поправкой.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин предложил нам вместе с представителем правительства обсудить поправку повторно. 

Но по итогам обсуждения заместитель министра финансов Алексей Лавров своего мнения не изменил: правительство не готово проводить повторную оценку регулирующего воздействия и не хочет убирать эту поправку из текста закона. 

Видимо, лоббисты, которые продвигали эту поправку в Государственной думе, сформировали позицию правительства и не готовы ее менять. Я думаю, что представители правительства прекрасно осознают, что они делают, предлагая такую поправку. Именно поэтому их выступления звучат так неубедительно. Но, скорее всего, есть политическое решение, повлиять на которое они не могут. 

20 декабря законопроект будет рассматриваться на пленарном заседании в третьем чтении. Я буду убеждать Государственную думу голосовать против этого закона, хотя некоторые позитивные новации в нем есть. Закон делает шаг вперед, увеличивая прозрачность, доступ к закупкам со стороны малого и среднего бизнеса; но поправка № 5 — это двадцать шагов назад. Фактически, допуская под действие ФЗ № 223 малый бизнес с объемами на полтриллиона рублей, законопроект уводит из-под действия закона № 223 закупки на 10 триллионов рублей. Это никуда не годится. Если поправка вступит в действие, то мы даже скромных ожидаемых 1,5% экономического роста не получим.

Поэтому, если в третьем чтении закон все-таки примут, наша партия будет готовить законопроект, который позволит изъять коррупциогенную норму из ФЗ№ 223.

Важно. Рейтинг 0

0 комментариев

Чтобы оставлять комментарии необходимо войти на сайт или зарегистрироваться

Последние новости


Топ-новости:
ВАЖНО


Топ-блоги:
ВАЖНО


Интернет приемная

Платная консультация Владимира Осечкина